Categories:

Лукоморья больше нет

Вчера, 25 января, был день рождения Владимира Высоцкого(25 января 1938 – 25 июля 1980 гг.). В продолжение предыдущей статьи, где упоминалось «Лукоморье»(https://vk.com/id72221442?z=article_edit72221442_15500),  хочу продолжить эту тему и написать трактовку песни Высоцкого «Лукоморья больше нет», которую он написал в 1967 году, отсылающую читателя к знаменитому прологу пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В книге «Семиотика портрета» мы не пишем про Пушкина и Лукоморье, про песни Высоцкого, мы пишем про символику, которая остаётся базовой как для поэтов, так и для художников. В своей книге https://clck.ru/F2Uvf мы рассказываем о фундаментальных знаниях, которые необходимы для прочтения произведений искусства, любого, будь то: живопись, скульптура, архитектура, поэзия, проза, кино, театр и т.д.. Приводим многочисленные примеры. Если пишется или рисуется дуб, подразумевается монархия, пример И. Шишкин «Среди долины ровныя», «Дубовая роща», «Дубы» и т.д. Помним, что художник или поэт это летописец своего времени.

Если вспомнить, про базовую символику, а именно: Лукоморье – у излучины реки Невы, дуб – символ монархии; кот символ буржуазии (дворян) и не имеет значения его окрас, так как коты по природе хищники; цепь – финансовая система государства, идёт направо - значит в сторону правящего класса, налево - значит в сторону народа. Это и есть те базовые знания, которые помогут трактовать, расшифровать произведения других авторов, художников или поэтов. Как пример, разберём текст к песне Владимира Высоцкого «Лукоморья больше нет», на уровне символов, не вдаваясь глубоко в исторические подробности:

Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след,
Дуб годится на паркет, так ведь нет -
Выходили из избы здоровенные жлобы,
Порубили все дубы на гробы.

Монархии больше нет, (1967 год написания песни),нет столицы Санкт-Петербурга, после революции страну растащили, разграбили. А в советское время и посей день многочисленные: дворцы, особняки, церкви, имения – использовали как склады, гаражи, коровники и так далее. Использование культовых учреждений как зернохранилища и бассейны это и есть: «Выходили из избы здоровенные жлобы, Порубили все дубы на гробы.» Именно так и происходило со многим наследием, оставшимся после прежних хозяев. Во-первых, за время Гражданской и Великой отечественной воин полегло много народа, лучшего, самоотверженного (идейного) народа. Вспомним лозунг «Коммунисты и комсомольцы – вперёд!». Выбивался генофонд страны («Дубы на гробы»).И второе; интерьеры многочисленных дворцов, особняков, имений и церквей утрачены, в прямом смысле «угроблены». Многочисленные примеры в любом регионе страны.

Высоцкий, символически высказывает своё отношение к власти, от самых её истоков, от революции. Читаем дальше:

«Распрекрасно жить в домах на куриных на ногах,
Но явился всем на страх Вертопрах,
Добрый молодец он был - бабку-ведьму подпоил,
Ратный подвиг совершил, дом спалил.»

Явился Вертопрах, т.е. легкомысленный человек, гуляка. Под этим можно понимать смену власти. Бабка-ведьма символизирует старую страну. Любая старуха это старая страна.«подпоил» дал волю номенклатуре. «… дом спалил», слово «спалил», можно трактовать как «сдал», «спалился». Возможно, у Высоцкого был образ собирательный. Тут много вариантов, но разбор любого произведения, и каждого четверостишья, это тема отдельной статьи.

Следующее четверостишье:

«Тридцать три богатыря порешили, что зазря
Берегли они царя и моря,
Каждый взял себе надел, кур завел и в нем сидел
Охраняя свой удел не у дел.»

Тридцать три богатыря можно трактовать как монархическое войско и старые элиты, которые проиграли в гражданской войне с большевиками и осели за границей «Охраняя свой удел не у дел». Тут можно говорить о 16 республиках,в которых были удельные, номенклатурные князьки на местах.

Читаем дальше:

«Ободрав зеленый дуб, дядька ихний сделал сруб,
А с окружающими туп стал и груб,
И ругался день-деньской бывший дядька их морской,
Хоть имел участок свой под Москвой.»

Некоторые элиты, как мы знаем из истории, остались в стране и перекрасились. «Дядька ихний», имеется ввиду Черномор – «черно», это чёрный, а чёрный цвет, это можно сказать, штамп буржуазии любой страны. У Пушкина было два Черномора: один Черномор дядька (родственник) 33 трёх богатырей и в другой сказке «Руслан и Людмила», отрицательный персонаж, злой колдун Черномор, укравший Людмилу. У Черномора в сказке «Руслан и Людмила» была очень длинная борода, а борода, как и волосы, это символ власти. Можно предположить, что речь идёт о деяниях Хрущёва, который с западными соседями был груб и туп, стоя на трибуне эмоционально кричал и махал кулаком, говоря: «Я покажу вам, Кузькину мать!», при этом имея свой участок под Москвой, тут можно понимать все республики, ( но и вся территория соцлагеря, участок ), говоря современным языком, так называемое «замкадье».

Продолжаем читать:

«А Русалка, вот дела - честь недолго берегла,
И однажды, как смогла, родила,
Тридцать три же мужика не желают знать сынка,
Пусть считается пока сын полка.»

Русалка в искусстве символизирует утопленницу или бесплодную страну (у которой нет половой щели), но и морскую державу. Высоцкий подсмеивается и под русалкой понимает новую молодую страну, которая: «как смогла, родила». Но старые элиты не признают народ страны (рабочих и крестьян), который родила новая власть: «Тридцать три же мужика не желают знать сынка, Пусть считается пока сын полка».

Дальше можно только догадываться, к кому «как в тюрьму» пошла русалка со своим сыном. Дорогие читатели, какие варианты?

«Как-то раз один колдун, врун болтун и хохотун,
Предложил ей, как знаток бабских струн,
Мол, русалка, все пойму и с дитем тебя возьму,
И пошла она к нему как в тюрьму.»

И вот, на сцену выходит, тот самый, учёный кот, как символ новой, воровской перекрасившейся из чёрной в красную буржуазии (номенклатуру).

«Там и вправду ходит кот, как направо, так поет,
А как налево - так загнет анекдот,
Но ученый, с*кин сын, цепь златую снес в торгсин,
А на выручку - один в магазин.»

Затем поэт погружается в образ своего времени, и пишет в стилистике песни «Диалог у телевизора».

«Как-то раз за Божий дар получил он гонорар,
В Лукоморье перегар на гектар,
Но хватил его удар и чтоб избегнуть Божьих кар
Кот диктует про татар мемуар.

Депортация татар.

А борадатый Черномор, лукоморский первый вор,
Он давно Людмилу спер, ой, хитер!
Ловко пользуется, тать, тем, что может он летать,
Зазеваешься - он хвать - и тикать.»

Под понятием «летать» можно понимать - торговать, так как крылья бывают не только у ангелов, но и у бога торговли Меркурия.

«А коверный самолет сдал в музей в запрошлый год,
Любознательный народ так и прет,
И без опаски старый хрыч баб ворует - хнычь, ни хнычь,
Ой, скорей его разбей паралич!»

Можно предположить отношение Высоцкого ко времени и власти, в которой он жил, и то, что «старый хрыч баб ворует», возможно, имелось ввиду установления советской власти в разных странах и создание социалистического лагеря. Украсть женщину, в искусстве означает украсть страну. В отличии от многих советских граждан, Высоцкий часто выезжал за границу в капиталистическую Францию, а также много путешествовал и побывал с нескольких десятках стран. Тема пьянства, была очень популярна и злободневна, и не только у Высоцкого, достаточно вспомнить Аркадия Райкина и его юморески про пьяниц.

«Нету мочи, нету сил - Леший как-то недопил,
Лешачиху свою бил и вопил:
"Дай рубля, прибью а то, я ж добытчик, али кто?
А не дашь, тоды пропью долото!"

"Я ли ягод не носил?",- снова Леший голосил
"А коры по сколько кил приносил!
Надрывался издаля все твоей забавы для,
А ты жалеешь мне рубля, ах, ты тля!"

И невиданных зверей, дичи всякой нету ей,
Понаехало за ей егерей,
Так что значит не секрет - Лукоморья больше нет,
И все, о чем писал поэт - это бред.»

Все куплеты чередуются с припевом, в котором поэт грустит о существующем положении.

Припев:
Ты уймись, уймись, тоска, душу мне не рань,
Раз уж это - присказка, значит дело дрянь.

Остаётся только сожалеть, что поэт не дожил до постперестроечного времени и не видел всё то, что видим мы. Он говорил своему народу правду, но(!) правду символическую.

Поддержи проект: https://clck.ru/F2Uvf

Просьба поддержать наш проект книги https://boomstarter.ru/projects/семиотика_портрета/semiotika_portreta

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.